Эксперты ухудшают прогнозы по курсу гривны. Национальной валюте грозит если не обвал, то плавная просадка. В ближайшее время правительству и НБУ придется произвести огромные выплаты по внешним долгам, что может привести к временной дестабилизации курса и возобновлению разговоров о вероятном дефолте. Но, аналитики уверяют, что резервов Нацбанка достаточно для поддержания стабильного курса гривны как минимум до конца года.
Группа ведущих экспертов из пятнадцати государственных и неправительственных организаций, услугами которых пользуется Министерство экономического развития и торговли Украины, пересмотрела свой курсовой прогноз. По их мнению, курс гривны в среднем в конце 2012 года составит 8,34 грн/$. К концу 2013 года курс может снизиться до 8,69—9 грн/$. Еще в прошлом году прогнозы был оптимистичнее — 8,19 грн/$. Таким образом, аналитики признали прогноз Международного валютного фонда о существенной девальвации гривны. Опрошенные ведущим мировым агентством деловой информации Bloomberg, аналитики также прогнозируют снижение курса гривны к концу года до 8,40—8,55 грн/$.
Со своей стороны Национальный банк продолжает уверять, что ему удастся удержать курс на нынешних значениях. Каплю оптимизма чиновникам НБУ добавил незначительный мартовский прирост золотовалютных резервов на $150 млн до $31,2 млрд. Советник главы НБУ Валерий Литвицкий сообщил, что в марте Нацбанк покупал валюту, а ее курс сохранится стабильным — 8,02 грн/$. Но некоторые скептики полагают, что это связано не с успехами экономической политики, а с приближающимися выборами — политические силы и бизнесмены начали завозить в страну валюту, которая потребуется на финансирование избирательной кампании. По некоторым оценкам на эти цели из-за рубежа привезут около $2—4 млрд, что станет хорошим подспорьем для дальнейшей поддержки курса гривны.
В то же время эксперты предупреждают: самым трудным месяцем для гривны станет июнь. На это время выпадает погашение еврооблигаций ($1 млрд) и кредита российского ВТБ Банка ($2 млрд). Главный экономист инвесткомпании Dragon Capital Елена Белан полагает, что правительству придется договариваться с российским банком об отсрочке выплаты долга, тогда нагрузка на валютный рынок будет меньше. «Остатков на счетах правительства в иностранной валюте будет достаточно для обслуживания и погашения внешнего государственного долга (основной суммы и процентов) до конца сентября», — сказала Елена Белан «Известиям в Украине». Тем не менее она допускает, что для дальнейшего обслуживания долгов правительству все-таки придется искать, где одолжить около $2 млрд.
Олег Иванец, экономист инвестиционной компании АРТ Капитал, обращает внимание на рост доходности украинских внешних облигаций. «Больше всего выросла доходность суверенных бумаг Украины, погашение которых намечено на 2013 год. Это указывает на то, что как раз 2013 год вызывает наибольшие опасения инвесторов, что логично. Ведь именно на 2013 год приходится пик выплат по долгам МВФ», — сообщил эксперт «Известиям в Украине».
Говоря о стабильности гривны, эксперты задаются лишь одним вопросом: до какого предела НБУ готов тратить на поддержку гривны свои резервы. По подсчетам Светланы Рекрут из Concorde Capital, валютные резервы НБУ к концу года сократятся до $22 млрд («минус» 30% в годовом исчислении), если курс и далее будет поддерживаться интервенциями, а МВФ не будет давать правительству деньги. Заметим, что Украина уже сталкивалась с таким снижением валютных резервов — в кризисном 2009-м они уменьшились с $31,5 млрд до $26,5 млрд. Тогда доллар за несколько месяцев подорожал почти на 40% — с 5,27 до 8 грн.
Есть и позитивные новости. Спрос на иностранную валюту со стороны населения упал в четыре раза. Об этом сообщила директор Генерального департамента денежно-кредитной политики Национального банка Елена Щербакова. «Если взять за основу март и февраль прошлого года, то у нас спрос на иностранную валюту со стороны населения уменьшился в четыре раза», — подчеркнула она. По словам Щербаковой, активное участие Национального банка на валютном рынке в марте полностью свелось к нулю. «Мы не продавали валюту, мы проводили только небольшие интервенции для пополнения золотовалютных резервов», — пояснила она.